"Мастер и Маргарита"  

Любовь и творчество-это Храм?
(заметки с премьеры спектакля по роману М.Булгакова ,,Мастер и Маргарита,,)
Иешуа: "…….рухнет Храм старой веры и создастся Храм испиты".
Воланд: "Если бога нет, то кто управляет жизнью человеческой и всем распорядком на земле?"
М. Булгаков "Мастер и Маргарита,,
Перед началом премьеры только сумасшедший исполнитель осмелится пересечь сцену наискосок. Любой, даже первокурсник театрального училища знает, что это верный путь к провалу спектакля. В день премьеры "Мастера и Маргариты" никто сцену не пересекал, а если и пересекал, то, следовательно, примета, ведущая начало от возникновения театра, была бы опровергнута. При аншлаге еще и успех, и не потому, что долго ждали, а потому, что ожидания оправдались. Надо быть достаточно уверенным в себе и в театральной труппе, чтобы после экранизации романа "Мастер и Маргарита", вынесенного по телеэфиру на просторы СНГ, выйти на сцену со своим спектаклем, вложив в него свое понимание замысла
М.Булгакова, свое видение романа. Коллектив актеров проникся идеями режиссера и превратился в его единомышленника. А для успеха, согласитесь, это немаловажно, если не определяющее.
Однако Игорь Меркулов здраво рассудил, что возможности кинофильма и театра разные, средства художественной выразительности тоже неодинаковы, да и уложиться театру надо не в несколько серий, а лишь в два часа... Перед И. Меркуловым, как перед каждым сценаристом, стояла триединая проблема: какие эпизоды романа опустить, какие оставить, что для этого нужно сделать и как это сделать. Вот те самые три кита, на которых держится сценарий, а с ними, пожалуй, и весь спектакль. Решение этой проблемы привело к нарушению последовательности эпизодов, то есть, сохранив сюжет, сценарист трансформировал фабулу,и все движение спектакля обязано уже не автору, как в романе,а персонажу. В нашем случае это в основном Иван Бездомный и иногда Мастер. Сосредоточив внимание на наиболее значимых для движения спектакля эпизодах, сценарист сумел создать картину драматически насыщенную, яркую и эмоциональную. Интересно, что реплик у каждого персонажа мало, разве что их хватает у главных героев. В основном образы создаются за счет перемещения персонажей, жестов, взглядов и, пожалуй, того, что называют вспомогательными средствами. Сразу скажем, что действующие лица почти все сохранены, иначе была бы нарушена логика драматургического конфликта. А он довольно сложен, и если его изобразить графически, то окажется, что это, скорее, не прямая, а пучок лучей, исходящих из одной точки: от поэта Ивана Бездомного, находящегося в глубоком душевном и творческом кризисе. Поэтому конфликт можно было бы обозначить несколькими сюжетно-композиционными линиями: философской - Понтий Пилат и Иешуа, любовной - Мастер и Маргарита и мистической - проделки Воланда и его свиты. При этом ни одна из них не отделена от проблемы творчества и духовных исканий героев. Мало того, все они часто пересекаются, образуя канву, на которую накладывается сложный философский контекст с извечными вопросами, не оставляющими в покое человечество: добро и зло, искусство и вечность, любовь и преданность, справедливость и обстоятельства, исключающие эту самую справедливость.
Для этого сценарист пошел не за Булгаковым, а от Булгакова. И вот уже Иван Бездомный рассказывает Мастеру о том, что произошло на Патриарших прудах и с ним, а Мастер - о себе, о своей книге, .Но происходящее в жизни содержание книги Мастера каким-то непостижимым образом влияет на судьбу Ивана Бездомного и, в конце концов, определяет ее. Отсюда подзаголовок спектакля - "Страсти по Ивану". Такая вот композиция, а она, в свою очередь, определила жанр спектакля - мистерия, Однако приходилось слышать, что это, учитывая накал страстей, скорее драма, другие, ссылаясь на ситуацию, в которой оказались герои, утверждают, что это трагедия. При этом все согласны с тем, что происходящее на сцене - уж точно не комедия, хотя сатира здесь бьет через край. Иллюзий тоже хватает:странное перемещение героев в пространстве, их внезапное появление и такое же внезапное исчезновение, всякого рода превращения и ко всему наглый очеловеченный кот с удивительным именем Бегемот - все это говорит в пользу мистерии. Но какой! В ней много от карнавала с его масками и танцами, есть и буффонада, и все это в обрамлении удивительно смелого гротеска, носящего на себе явный отпечаток оксюморона.Но для создания целостной образной картины необходимо то, без чего не может существовать ни один спектакль, ведь театр - искусство синтетическое. Прежде всего, музыка. Игорь Меркулов собирал ее по ноте из репертуара многочисленных молодежных музыкальных групп, популярных в Москве и неизвестных в Павлодаре. При этом он настолько тонко и глубоко чувствовал свое будущее детище, что от увертюры до финала ни одна мелодия не прозвучала диссонансом происходящему на сцене.
Наоборот. Еще занавес не раскрылся, еще усаживаются опоздавшие, а в динамике слышится что-то грозное, предупреждающее, трагическое и в то же время загадочное. А сколько нежности и лирики в теме Маргариты! А гром, врывающийся в траурную мелодию в момент гибели Иешуа, и тут же блеск молний! Не было бы тех обворожительных картин, не влияли бы они так на чувства зрителей, если бы не органичное сочетание звуков и света, и, добавлю, цвета. Кроваво-красная луна и проходящий во мраке в белом одеянии Иешуа. "В белом плаще с кровавым подбоем Пилат и изможденный, в рубище Иешуа". Вообще сочетание белого и красного, белого и черного преобладает на сцене, а в сочетании с лучом света, вырывающим из мрака нужную мизансцену, эпизод, дополняет общую картину. Получилось настолько красочное и эмоциональное зрелище, что весь зал в течение двух часов находился в каком-то гипнотическом оцепенении и лишь раз взорвался аплодисментами: кончился бал у сатаны. Довольно интересно режиссер распорядился сценой: она разделена по ширине, и действие происходит в глубине ее, на авансцене, в "яме", и совершенно в стороне, почти рядом со зрителями оборудована "психушка", где беседуют Мастер и Бездомный. Ко всему этому - скупость декораций. Однако эта скупость не лишает их выразительности. Пунктирная условность дает четкое представление о месте действия и его содержании. Конечно, столики и стулья весьма реальны и функциональны, но вот трамвай- интересная находка. Он символ-все мы едем в одном трамвае, над всеми нами тяготеет рок. Сегодня Берлиоз, а завтра… Но трамвай может обернуться лестницей в ,,нехорошую квартиру №50, и вход в подъезд, и пьедесталом, на который своими признаниями поднял Маргариту влюбленный в нее Мастер, и самой квартирой, где развязный и наглый Кот вкупе с Коровьевым и Азазелло издеваются над Поплавским.
Стержнем философской сюжетно-композиционной линии является конфликт Понтия Пилата и Иешуа. Два мыслящих человека высказывают свои суждения о добре и зле, об истине и лжи, о жизни и смерти, о государственной власти - и эти суждения насколько противоречивы, что исключают друг друга. Однако один из спорящих облечен властью, другой не только зависит от нее, но и находится в руках этой власти, жестокой и безжалостной. Аскетический Иешуа величественнее тщедушного Пилата. И эта величественность идет не столько от его фигуры или позы, сколько от величия духа. Тщетно прокуратор пытается скрыть свое смятение, когда слышит: "Настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек придет в царство истины и справедливости". Что это? Пророчество коммунизма? Может быть, М. Булгаков отдал дань времени? Но на него это не похоже. Тогда что? Интересно, что слова Иешуа: "Злых людей не бывает" И. Меркулов убрал. Нас не удивляет, что умный и образованный Понтий Пилат внутренне чувствует правоту Иешуа, но все же убежден, что добро и зло всегда рядом, так же, как рядом истина и ложь, жизнь и смерть. И при всем при этом признает, что он и Иешуа - носители неразделимых и взаимоисключающих начал. "Мы теперь будем всегда вместе. Помянут тебя, сейчас же помянут и меня". Однако он - прокуратор, наместник Тиберия, императора великой Римской империи, и поэтому идеи Иешуа считает для государственной власти вредными и опасными. И, не признаваясь самому себе, что ему не хочется смерти Иешуа, он, тем не менее, приказывает его казнить. Однако в финале, в той, иной жизни, Пилат идет к своему земному оппоненту. Так режиссер решил победу добра над злом. А возможно ли такое? Но заочный спор Иешуа и Пилата продолжается. На протяжении всего спектакля всеми своими поступками, суждениями герои возражают и Пилату, и Иешуа - зло то, что мешает человеку любить, творить, наслаждаться жизнью, а истина - сама жизнь во всех ее проявлениях. Апофеозом этой мысли, пожалуй, можно считать идею всепрощения, которую на бале сатаны провозглашает Маргарита.
Здесь самое время порассуждать о любовной сюжетно-композиционной линии, но назвать ее только любовной будет не совсем правильно, так как она органически связана с проблемой творчества. Если Мастер писатель, то кто же Маргарита? А она просто женщина, причем чужая жена, вдруг полюбившая Мастера, а он ее. "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли | выскакивает убийца в переулке". Такое бывает? Бывает, и даже чаще, чем кому-то хотелось бы. И что любимая женщина становится Музой - тоже бывает. Но так редко... Маргарита в спектакле еще и Муза - сильнейший стимул творчества. "Она сулила мне славу, она подгоняла меня и вот тут-то стала называть меня Мастером". В минуты глубочайшего творческого кризиса, когда Мастер пытался сжечь свой роман, Маргарита обещает: "Я спасу тебя. Я тебя вылечу - ты восстановишь его (роман)". Она согласна на все, даже на бал у Воланда, лишь бы вновь быть рядом с Мастером. И. Меркулов выстроил отношения Мастера и Маргариты таким образом, что они стали символом всепобеждающей любви; причем любви не пассивной, не созерцательной, а подвигающей на деяние: одного - на творчество, другого - на всепрощение. По воле Воланда Мастер и Маргарита "улетают навсегда". Но линия единства любви и творчества не закончилась. Прощаясь, Маргарита целует Ивана Бездомного. А "талант - это когда человек поцелован Богом", - говаривала известная актриса Мария Миронова. И хотя это был поцелуй Музы, а не Бога, но неожиданный гром и яркие молнии возвестили: Иван обрел талант, он "больше не будет писать стишков", он напишет книгу о Мастере и Маргарите и о пятом прокураторе Иудеи Пон-тии Пилате. А Мастер и Маргарита уходят в вечность, уходят вместе, уходят навсегда. Так решена в спектакле тема творчества и любви. Воланд и его свита в спектакле - основные выразители мистической сюжетно-композиционной линии. Все волшебные превращения, житейские недоразумения и нелепицы - дело рук Воланда и его приспешников Азазелло, кота Бегемота и Коровьева. Но Воланд и компания - не только для мистики. Мистика - не самоцель. Здесь надо видеть сильное сати рическое начало. Не Воланд - причина чудес, а сам жизнь с ее неожиданными поворотами. Достаточн вспомнить хор в "психушке", претензии Поплавского на квартиру Берлиоза, намекающие рассуждения Кота о том, что в отделении милиции "кому попало выдают паспорта", "находку" Аннушки - и станет ясно. Воланд лишь обнаруживает сущность жизни, заставляет видеть негатив ее содержания. Он князь тьмы, но своими действиями несет добро. В какой-то степе ни мы можем увидеть перекличку с известным Мефистофелем из "Фауста" И. Гете: "Часть вечной силы я, желавшей зла, творившей лишь благое". Именно ему доверены слова, ставшие символом вечности твор чества: "Рукописи не горят". С его помощью Маргарита и Мастер вновь обретают друг друга. Он приложился к тому, чтобы книга о Понтии Пилате был закончена. Он заставляет людей, совершивших преступление, каяться в содеянном. Он честно предупредил Берлиоза, но тот... Так что говорить о нем как о злодее было бы неверно. Спектакль, сложный по своей идейно-художе ственной структуре, позволил актерам с благословения режиссера решать проблему своего сценической героя так, как они его понимают. Конечно, были варианты, поправки, рекомендации, но в целом спектакль дал ряд интересных актерских работ. Причем у некоторых актеров было по две роли. Так, А. Дубинин играл Пилата и Мастера, Э. Кокарев - Берлиоза и Азазелло, И. Харитонов - Воланда и Стравинского, и не только они. Конечно, трудно входить в меняющийся образ, но актеры сумели сделать свои работы вполне приемлемыми... Давно известно, что С. Хорошилова - мастер не больших характерных ролей. И создавая Аннушку она себе не изменила. Суетливая Аннушка просто не могла не разбить склянку с маслом. И не нужен был звук разбитой бутылки - мы бы все равно поверили настолько правдиво она нелепа и рассеянна... Интересна работа М. Юнганс. Ее Маргарита по замыслу режиссера - не есть нечто хрупкое, воздушное, как мы представляем Музу. Вовсе нет. Она скорее из книги Рабле или с полотен Рубенса. Это земная женщина больше вдохновляющая на любовь, чем на творчество. Такая вот Муза. А какой Кот у А. Репина! Говорит мало, больше действует, но что говорит и как говорит. Развязный, наглый до предела, а фрак и бабочка только подчеркивают его издевательскую учтивость.
...Многие в романе М. Булгакова хотят видеть отражение советской жизни 30-х годов прошлого века. Однако напрасно искать аллюзий с днем сегодняшним. Режиссер их не предполагал. Вряд ли мог предположить их в XX веке и М. Булгаков. Но уж такова обобщающая сила искусства, что помимо нашей воли возникают определенные ассоциации. Достаточно вспомнить фразу Азазелло, произнесенную Э. Кокаревым несколько второпях, как проходящую: "Нас оскорбляют за хорошо сделанную работу". Знакомо? А Аннушки - о долларах, а хор в "психушке", да мало ли еще. В общем, у павлодарского зрителя получился праздник - сложный и интересный спектакль. Все последние работы Игоря Меркулова: "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и вот теперь "Мастер и Маргарита" - свидетельство не только профессионального мастерства, но и уважения павлодарского зрителя. Он не похож на некоторых заезжих режиссеров, которые, не закончив работу и не дождавшись премьеры, уезжают, предоставив доделывать художественному руководителю театра. Нет, Игорь Меркулов в день премьеры всегда на сцене и вместе с создателями спектакля заслуженно принимает благодарные аплодисменты. Так было и на этот раз. Уверен, так будет и в дальнейшем.
ФЕЛИКС ТАРАСУЛО
Павлодарская газета ,,Обозрение недели,, 14 апреля 2006 года


Грандиозно! Вот, пожалуй, то слово,которое лучше всего выражает впечатление публики, побывавшей в театре им. Чехова на премьере «Мастера и Маргариты». Грандиозный замысел режиссера, грандиозная постановка, в которой участвовали весь творческий и часть вспомогательного состава театра,


HOME
RESUME
PRODUCTIONS

Hosted by uCoz